Panasonic Lumix G7: 4Kратное превосходство |

 

По числу и размещению органов управления новинка тоже больше напоминает серию GH. Прямая, не зауженная кверху форма корпуса и чуть увеличенные размеры дали возможность разместить слева от видоискателя второй диск-селектор, которого нет у G5 и G6. Он отвечает за режимы протяжки, 4K-фото, а также интервальную съемку, которая в большинстве камер спрятана глубоко в меню. При этом органы управления справа не пострадали, напротив, они размещены очень удачно. Здесь инженеры Panasonic отказались от рычажка, который позволял и регулироваить один из экспопараметров, и управлять зумированием (с объективами серии PZ), вместо него теперь традиционный диск, в который вписана кнопка спуска. Второй (задний) диск утоплен в корпус заподлицо с верхней гранью, а настраиваемая кнопка на нем может менять функциональность этих двух дисков по выбору фотографа. Диски легко вращаются и четко фиксируются, усилие подобрано оптимально.

Еще один элемент, которого не было у пятой и шестой моделей — механический переключатель типа фокусировки с кнопкой AE-L/AF-L — снова позаимствован у флагманской модели. Вообще, налицо явное смещение позиционирования камеры в сторону профессионалов и продвинутых пользователей, и еще одно подтверждение тому — исчезнувшая кнопка быстрого включения авторежима. Вместо нее на верхней панели появилась программируемая Fn1 (по умолчанию — компенсация экспозиции). Блок кнопок справа на задней панели тоже больше похож на GH4, чем на G6. Кнопка быстрого меню «переехала» ближе под большой палец, а освободившаяся от режима протяжки нижняя кнопка 5-позиционного навипада стала программируемой. Таким образом, управление стало удобнее и логичнее, не потеряв при этом гибкости настроек. Программируемые кнопки и кнопка-модификатор на заднем диске позволяют разгрузить 5-позиционную клавишу от функций съемки и переключитть ее в режим прямого управления зоной фокусировки (если по каким-то причинам сенсорное управление вам не по душе). Еще есть виртуальные кнопки Fn во вкладках у правого края дисплея, но ими пользоваться не так удобно, как механическими.

В общем, за эргономику и управление G7 достойна высшей оценки, разве что по тактильным ощущениям мне не понравился выключатель питания — он слишком жесткий, и включать его (от себя) удобно, а выключать (на себя) — не очень. Но это уже из разряда «придирки перфекциониста».

Дисплей и видоискатель

Большой и комфортный наглазник видоискателя далеко выступает за заднюю плоскость корпуса. Это позволяет, не отрываясь от видоискателя, перемещать точку фокуса пальцем на сенсорном дисплее. Длинный кронштейн встроенной вспышки обеспечивает значительное её удаление от оптической оси объектива. К сожалению, скорость  синхронизации вспышки невысока — всего 1/160 с. Электронный видоискатель — один из лучших на сегодня, он имеет разрешение 2,36 млн. точек (почти вдвое больше, чем у G6), большой физический размер и частоту обновления 60 Гц (для продления времени работы можно включить 30 Гц). Никакого мерцания, картинка разборчива, лаг дисплея и видоискателя сведен к незаметному на глаз минимуму — что видишь на экране в момент спуска, то и получаешь на снимке. Это касается и экспозиции — дисплей и ЭВИ умеют отображать кадр с реальной экспозицией, такой, как будет на готовом снимке (при необходимости эту функцию можно отключить, и яркость изображения на экране будет всегда одинаковой). Дисплей остался трехдюймовым с тем же разрешением (чуть больше миллиона точек). Он достаточно яркий, даже в солнечный полдень скадрировать снимок по экрану несложно, тем более, что можно подобрать угол, при котором не будет бликов. В общем, и здесь у G7 полный порядок.

«Железо»

В Lumix G7 установлены тот же процессор Venus Engine 9 и тот же светочувствительный сенсор, что и в GH4 – то есть лучшее, что есть на сегодня у Panasonic. Да, снова 16 Мп, но это уже, видимо, в последний раз – в недавно анонсированной GX8 заявлена уже 20-мегапиксельная матрица. Базовое ISO – 200, есть расширение вниз до 100, верхние значения вплоть до 25 600 — полноценные аппаратные. В студии на тестовой сцене уровень шумов невысок. На созданных камерой JPG-файлах следы работы шумоподавления (потеря самых мелких деталей и характерный муар) можно разглядеть начиная с ISO 400-800, при ISO 1600 они еще не критичны, а при ISO 3200 потери в детализации и цвете уже заметны даже на снимках, уменьшенных до 2,8 Мп (1920х1442). Довольно узкий динамический диапазон вынуждает пользоваться функцией его расширения (при съемке в JPG) или корректировать снимки в RAW, т.к. в солнечный день приходится выбирать между глубокими тенями и пересветами в ярких областях.

Тестовая галерея с разными значениями ISO (внутрикамерный JPG):

(смотреть в полном размере)

Категорически рекомендую включить в камере функцию отображения реальной экспозиции (кроме случаев съемки в темных помещениях с импульсным светом). Вот что получается, если ее выключить и случайно недоэкспонировать снимок на 1⅔ EV (ISO 200, внутрикамерный JPG, фрагменты в масштабе 100%):

На первом кадре шерсть у кота сильно замылена (видимо, кадр получился слишком темный, камера попыталась его «вытянуть», появился шум, и шумоподавление вместе с повышением резкости сделали своё дело). На втором кадре — просто шум, особенно заметный на размытом фоне — здесь шумоподавление то ли не было задействовано, то ли не справилось. Тем не менее, честь и хвала камере за хорошую попытку спасти недоэкспонированные снимки, которые при уменьшении, например, до принятых на этом сайте размеров выглядят вполне неплохо:

Просматривая другие фото, можно заметить не только агрессивное шумоподавление, но и чрезмерное повышение резкости, проявляющееся в виде ореолов и «мусора» на границах контрастных объектов, как, например, вот здесь (слева — RAW, справа — камерный JPG):

В RAW вплоть до ISO 1600 шум не слишком мешает восприятию и успешно подавляется, а при ISO 3200 с помощью Adobe Camera RAW можно добиться гораздо лучшего результата, чем в JPG из камеры.

Тестовая галерея с разными значениями ISO (конвертация из RAW без коррекции):

(смотреть в полном размере)

В общем, к камерному JPG есть вопросы, и в варианте «из коробки» он не всегда хорош. Лучше либо снимать в RAW и заниматься обработкой фото на компьютере (что, в принципе, не должно быть проблемой для целевой аудитории), либо поэкспериментировать с настройками в меню «Фото стиль» и найти оптимальный вариант сохранения в JPG.

Модуль автофокуса у G7 такой же, как у GH4 — классический контрастный, 49-зонный, с привычным для пользователей Panasonic богатым выбором способов фокусировки. При более-менее благоприятных условиях G7 фокусируется практически мгновенно — и это при том, что никаких фазовых элементов в матрице нет.

Благодаря этому камера способна снимать серии с автофокусировкой каждого кадра со скоростью до 6 кадров в секунду (с электронным затвором — до 8). Пересмотрев отснятый материал, могу констатировать — брак по фокусу практически отсутствует. Правда, я не особо полагался на автоматический многозонный способ фокусировки, а в основном использовал одну рабочую область минимального размера или режим «Очень точно» с увеличением и (при необходимости) ручной коррекцией с помощью фокус-пикинга. Следящий автофокус с выбором объекта касанием работает хорошо, но охотно «отвлекается» на объекты, внезапно появляющиеся между камерой и точкой фокусировки.

Интерфейс и функциональность

Интерфейс в этой модели простой и вполне удобный, правда, русские названия пунктов меню не всегда точно отражают суть функции и страдают сокращениями вроде «Инт. динамич.» (за которым скрывается функция расширения динамического диапазона). При этом количество настроек, режимов и функций в меню (традиционно для Lumix G) зашкаливает, далеко не каждый, даже профессиональный, фотограф будет использовать их все. Но зато уж точно каждый найдет всё, что нужно — HDR, брекетинг, панорамы, интервальная съемка (или сразу готовая покадровая анимация), мультиэкспозиция и т.д. Единственное, чего я не нашел — возможности вручную задать максимальную длительность выдержки в режиме «Av + AutoISO», из-за чего чаще приходится переключаться из любимого режима Av в Tv. Своеобразной заменой этой функции является «Intellectual ISO» — при обнаружении движения в кадре выдержка сокращается вдвое за счет повышения чувствительности, но этого не всегда достаточно.

Автоматические режимы те же, что и раньше — набор готовых сценариев на все случаи жизни, полный автомат iA и автомат «для продвинутых» iA+ с возможностью коррекции основных параметров на сенсорном дисплее. Но вряд ли стоит рекомендовать G7 фотолюбителям, снимающим в режиме «point and shoot». Нет, не подумайте плохого, камера справляется с этим отлично, просто в таком случае ее богатые возможности творческой, вдумчивой съемки будут пропадать зря. G7 еще в большей степени, чем G5 и G6, нацелена на энтузиастов, да и для профессионала будет отличным инструментом — вспомогательным или даже основным, в зависимости от поставленной задачи.

Оптика

На тест камера поступила с «китовым» зум-объективом H-FS1442A (14-42mm F3.5-5.6) который уже знаком читателям по обзору Lumix G6. Дизайн минималистичный, переключатели автофокуса и стабилизатора отсутствуют, передняя линза не вращается ни при зумировании, ни при фокусировке.

Вполне достойный универсальный объектив для начала, а c дальнейшим выбором более специализированного (или еще более универсального) в системе Micro Four Thirds проблем не будет. Мне удалось немного поснимать и с другими объективами (за них и за быструю карту памяти для тестирования 4K-видео спасибо фотографу и дизайнеру Михаилу Розумному), результаты ниже:

Фото и видео 4К

Вот мы и добрались до самого вкусного. От владельцев современных телевизоров с разрешением экрана 4К приходилось слышать жалобы, что на таком экране пока нечего смотреть — мало подходящего контента. Lumix G7 поможет отчасти заполнить этот пробел, поскольку умеет снимать видео с таким разрешением.
Тут мы опять имеем дело с маркетинговой подменой понятий. Дело в том, что «настоящий» стандарт 4K, установленный консорциумом цифрового кино DCI (Digital Cinema Initiatives), задает разрешение 4096*2160 точек. Именно такое разрешение поддерживает топовая беззеркалка Panasonic – Lumix GH4. G7 же записывает видео с разрешением 3840*2160, то есть с чуть меньшей шириной кадра. Так что же, на 4K-телевизорах при просмотре видео с G7 будут черные полоски по бокам? А вот и нет, потому что 4K у бытовых телевизоров — точно такой же маркетинг, и разрешение их экранов тоже 3840*2160. Поэтому повода для беспокойства нет — вряд ли камерой класса G7 кто-то будет снимать настоящее кино для кинотеатров.

Скорость потока данных в этом разрешении впечатляет — 100 Мбит/с. Детализация картинки потрясающая. Правда, частота кадров ограничена 25/30 кадрами в секунду для PAL/NTSC соответственно (кстати, переключаться между этими стандартами «на ходу» нельзя — для этого придется отформатировать карту памяти). Сама камера создает и воспроизводит такое видео без труда, а вот мой скромный домашний ПК с процессором Intel Core i3, 4 ГБ оперативной памяти и встроенной графикой оказался не в состоянии показать тестовые записи без рывков и подтормаживаний, да и рабочий Core i7 тоже не справился.  А ведь нужен еще и соответствующий монитор. В общем, приобретение такой камеры — хороший повод для апгрейда, если вы давно не задумывались о том, что там внутри у вашего компьютера. Самой же камере для съемки видео в 4К нужна карта памяти стандарта UHS Speed Class 3, но не обязательно дорогая, это может быть и 16-гигабайтная SDHC.Мало того, даже на мою старую SDHC 10-го класса видео в 4K пишется, правда, только 3 секунды. (Для сравнения, Sony A5100 отказывается записывать видео X-AVCS в 1080p с битрейтом «всего» 50 Мб/с, если карта не SDXC и объем ее меньше 64 ГБ.)

Видео можно снимать как с автоматическими настройками, нажав кнопку видеозаписи в любом режиме съемки, так и с ручными, если предварительно установить селектор в специальное положение — тогда можно будет вручную управлять экспозицией. Естественно, можно снимать и в 1080p, и в 720p — в этом случае доступны 50/60 кадров в секунду. К камере можно подключить внешний микрофон, а вот выхода на наушники нет.

Пример видео c разрешением 4K:

Пример видео c разрешением 1080p:

 Интересна реализация 4K-фото. В этом режиме, который включается на диске режимов протяжки, камера снимает 8-мегапиксельные фото со скоростью 30 кадров в секунду и сохраняет как видеофайл. Но, в отличие от обычного компрессированного видео, где, нажав на паузу, не всегда получаешь четкий кадр, здесь можно сразу же в камере выбрать любой из кадров и сохранить как фото (только в формате JPG).

Снимать такие серии можно тремя способами:
1. Съемка идет, пока нажата кнопка спуска.
2. Съемка начинается по первому нажатию спуска и заканчивается по второму. Это позволяет фотографу, установив камеру на штатив, самому принять участие в фотосессии или поснимать другой камерой с другого ракурса.
3. Самый интересный вариант — предварительная съемка. Как только камера переключена в режим 4K-фото, она начитает снимать в буфер. Фотограф следит за сюжетом и, увидев интересный момент, достойный сохранения, нажимает кнопку спуска, после чего камера записывает в файл из буфера одну секунду до нажатия и продолжает снимать еще секунду после. Таким образом, фотограф «успевает» как бы заранее среагировать на событие, заставившее его начать съемку. Идея сама по себе не нова — еще лет 15 назад я читал о концепте носимой (wearable) камеры, которая снимает всё подряд, а потом сохраняет отснятое по команде пользователя. Приятно, что такая возможность появилась в серийном продукте.

Если сначала посмотреть эту серию на камере, а потом видеофайл или раскадровку с него на компьютере, то нас ждет сюрприз: при просмотре на камере пользователю видны и доступны для сохранения 60 кадров — по 30 до и после нажатия спуска, а в видеофайле на компьютере — все 100! В моем случае в видеофайле есть еще 32(!) кадра до того, что показывает камера, и 8 кадров после! И только из видеофайла мне удалось извлечь весь сюжет с самого начала, когда один котенок бъет лапой другого, и завязывается потасовка (на камере этого не видно). Вот такой то ли баг, то ли фича. В анимации, представленной ниже, отмечены первый кадр, с которого видна серия в камере, момент нажатия кнопки спуска и последний видимый в камере кадр. Для уменьшения объема анимации изображение было скадрировано и уменьшено, удалены первые 6 кадров (они не несут полезной информации) и дважды удален каждый второй кадр (с сохранением ключевых моментов).

Все 100 кадров, без пропусков и в полном размере, можно посмотреть в веб-галерее.

В отличие от видео, такие серии пишутся с тем же соотношением сторон, которое установлено для фото – в данном примере (в оригинале, до кадрирования) было 4:3. Если планируется использовать такие записи для видеомонтажа – лучше предварительно выбрать формат 16:9.

Для записи 4K-фото (поскольку это всего лишь 8 Мп, а в формате 16:9 — и того меньше) достаточно обычной карточки SDHC 10-го класса. Для таких скорострельных серий механический затвор не используется, так что если отключить звуки в настройках, то процесс съемки идет абсолютно бесшумно, и с непривычки можно даже не понять, сработала камера или нет.

Производительность и автономность

Беспокоиться о производительности камеры, умеющей снимать в таких ресурсоемких режимах, не приходится. Соответственно, и скорострельность, и продолжительность серийной съемки вполне приличные: в самом «тяжелом» формате RAW+JPG даже на обычную карту памяти 10-го класса сохраняется 15 кадров при низкой скорости (L), 14 при средней (M), 10 при высокой (H) и 9 при самой высокой скорости (SH), которая доступна только с электронным затвором.  Время ожидания записи на карту небольшое, после неполной серии можно продолжать съемку в любой момент, а после заполнения буфера можно снимать с частотой 1 кадр в 3 секунды. Видоискатель и дисплей, как уже был сказано, работают практически в реальном времени. Автономность же вполне типичная для подобных камер — производителем заявлено 360 снимков на одной зарядке, но все время снимать толко фото, чтобы проверить это, не получилос. Зато в самый активный тестовый день за 3 часа было отснято около 200 фото, около 10 минут 4K-видео, 2 минуты HD-видео и с десяток 2-секундных серий в режиме 4K-фото. Так что, как для беззеркалки, очень даже неплохо. Если нужно больше — что мешает приобрести одну или несколько запасных батарей?

Купить или копить?

Несмотря на всю свою «продвинутость», G7 всё же не является серьезной угрозой для продаж GH4, поскольку при всём своем сходстве с флагманом отстает от него по некоторым важным характеристикам. Для тех, кто в раздумьях, брать ли G7 или подкопить на GH4, приведу основные отличия:

  G7 GH4 Макс. разрешение видео UHD 4K (3840*2160) DCI 4K (4096*2160) Макс. битрейт видео HD 28 Мб/с 200 Мб/с Макс. продолжительность непрерывной видеозаписи 29 мин 59 с Не ограничено Выход на наушники нет есть Slow Motion 60 кадров в секунду (2,5x) 96 кадров в секунду (4x) Скорость серийной съемки в макс. разрешении 8 кадров в секунду 12 кадров в секунду Минимальная выдержка 1/4000 с (механич. затвор), 1/16000 с (электр. затвор) 1/8000 с (механич. затвор) Скорость синхронизации вспышки 1/160 с 1/250 с Пылевлагозащита нет есть Карты памяти, поддержка UHS-II (здесь G7 выигрывает) UHS-I Автономность 360 снимков 530 снимков Маса 360 г 480 г

Выводы и рекомендации

Как уже было отмечено, G7 – отличная камера для энтузиастов и, возможно, начинающих профессиональных фотографов и видеографов, а также прекрасный подарок для фотогика (назовём это так). Прекрасная эргономика, удобное управление, широкие возможности настройки под свой стиль работы, редкая пока что способность записывать UHD-видео и высокоскоростные серии с уникальной функцией «предварительной» съемки могли бы делают G7 одной из самых, если не самой интересной беззеркалкой на сегодня. Но, к сожалению, специфика небольшой матрицы несколько портит впечатление, хотя, как по мне, владелец такой камеры должен уметь обращаться с RAW-файлами и правилно экспонировать снимки. Повторюсь — любителям, снимающим в JPG на автомате, по  принципу «навёл-снял», эту камеру я бы не рекомендовал, а вот опытному фотолюбителю она понравится.

Думается, в основном G7 будет популярна не у фотографов, а у тех, кому нужен относительно недорогой инструмент для съемки качественного 4K-видео. Поддержка этого стандарта, а также уникальная и бесценная для репортера функция предварительной съемки ставят G7 вне конкуренции, и не только в своем классе. Да, Leica D-LUX пишет видео с таким же разрешением, но стоит ощутимо больше; «старший брат» GH4 дороже вдвое, а Sony A7s II (умеющая, в отличие от A7s, снимать 4K видео без внешних устройств), еще только анонсирована, и цена ее будет, как минимум, в 2,5 раза выше. Ближайший конкурент марки Olympus (OM-D E-M5 Mark II), возможно, будет более интересен фотографам благодаря встроенному 5-осевому стабилизатору, но и он дороже в полтора раза при том, что его видеовозможности ограничены разрешением FullHD.

 

6 причин купить камеру Lumix G7

  • отличное качество видео, как 4K, так и HD,
  • прекрасная эргономика,
  • большой, детальный и быстрый видоискатель,
  • функциональность, набор органов управления и возможности кастомизации — одни из лучших в своем классе,
  • уникальная функция «предварительной» серийной съемки,
  • довольно высокие (с учетом размера матрицы) рабочие значения ISO

1 причина не покупать камеру Lumix G7

  • небольшой динамический диапазон

Основные характеристики Panasonic Lumix G7

Система Micro Four Thirds Матрица Live MOS 16,05 Мп (17,3 x 13,0 мм) Светочувствительность матрицы ISO100(расширенная), ISO200–25600; для видеосъемки — до 6400 Выдержка фото: ручная до 120 с, 1/4000 — 60 с (1/16000–1 с электронным затвором) ; видео: 1/16000 — 1/30 (NTSC), 1/16000 — 1/25 (PAL) Замер экспозиции мультизонный, центровзвешенный, точечный Компенсация экспозиции ±5 EV с шагом в 1/3 EV (±3 EV для видео) Брекетинг экспозиции 3, 5 или 7 кадров с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV (макс. ±3 EV) Автофокус Контрастный, 49-зонный, рабочий диапазон от -4 до 18 EV (экв. ISO 100) Серийная съемка с механическим затвором — до 8 кадров в секунду с покадровым АФ, до 6 к/с со следящим АФ;  с электронным затвором — до 40 к/с Буфер серийной съемки не менее 13 кадров (RAW), не менее 100 кадров (JPG) Режим фото 4K 30 ккадров в секунду (макс. 29 мин. 59 с); предварительная съемка (Pre-Burst) — 30 к/с длительностью около 2 с Носитель записи карта памяти SD/SDHC/SDXC (поддержка стандарта UHS-II) Формат записи JPEG (DCF, Exif 2.3), RAW, MPO (при использовании 3D-объектива) Максимальное разрешение фото 4592 x 3448 (4:3), 4592 x 3064 (3:2), 4592 x 2584 (16:9), 3424×3424 (1:1) Форматы записи видео 4K: 3840×2160/30p 100 Мбит/с (NTSC), 3840×2160/25p 100 Мбит/с (PAL);
Full HD: 1920×1080/60p(50p) 28 Мбит/с, 1920×1080/30p(25p) 20 Мбит/с;
HD: 1280×720/30p(25p) 10 Мбит/с;
VGA: 640×480/3op(25p) 4 Мбит/с
Макс. время записи видео 65-130 минут в зависимости от параметров записи и используемого объектива Видоискатель электронный, OLED, 2 360 000 точек, настройка ±4 дпт ЖК-экран поворотный, сенсорный (емкостного типа), TFT, 1 036 000 точек (3:2), 3 дюйма Вспышка встроенная, TTL, ведущее число 9.3 (IS0 200); поддержка внешней (башмак) Проводные коммуникации AV, USB 2.0, HDMI, пульт ДУ, внешний микрофон Wi-Fi IEEE 802.11b/g/n, 2.4 ГГц, WPA/WPA2 Прямая печать совместимость с PictBridge Питание Литий-ионный аккумулятор (7,2 В, 1200 мА/ч), до 360 фото на одной зарядке Габаритные размеры 124,9 x 86,2 x 77,4 мм (без выступающих частей) Масса 360 г (корпус), 410 г с картой памяти и батареей, 520 г с картой памяти, батареей и объективом Р-FS1442A